Что такое хороший сеттинг ========================= _Всякое художественное произведение имеет своей главной целью заставить читателя **поверить** в происходящее. Соответственно, идеальный сеттинг (законы мира, в котором происходит история) тот, в котором нет противоречий, а допущения сведены к минимуму. Для простоты назовём законы сеттинга магией._ **Магия** -- это всё, во что читатель верит, но не обязательно понимает устройства этого. Для примера возьмём иллюзиониста, который показал фокус -- некое непредсказуемое действие. Скажем, распилить человека надвое: зритель никак не мог ожидать, что человек может шевелить ногами в том случае, если они отнесены от него на пару метров. Зритель **верит** в то, что фокус произошёл, хотя и не знает, как это могло произойти. Точно так же магией можно назвать интересную книгу или фильм, в который читатель или зритель полностью погружается, становится бестелесными участником событий. Артур Кларк говорил: _"Достаточно развитая технология неотличима от магии"_. И это действительно так, ведь древняя по нашим современных меркам лампа накаливания (вернее исходящий из неё свет и тепло) станет неожиданностью для совершенно тёмного папуаса; станет неоспоримой действительностью, в которую он поверит. Автору относиться к магии следует точно так же, как инженеру -- к научному знанию, на основе которого он способен изобрести технологию, которая станет частью сеттинга художественного произведения так же, как лампочки вошли в наш повседневный обиход. Наука -- это свод законов, которым подчиняется мир вокруг. Соответственно, наука (а соответственно и магия) устанавливает не только способы достижения цели, но и ограничения, за которые нельзя выходить. Научная фантастика подразделяется на "твёрдую" и "мягкую". Магическое фэнтези, по аналогии, имеет такое же разделение: **Твёрдо-магическое фэнтези** придерживается следующего правила: Чем лучше объяснена технология и чем более она знакома читателю, тем чаще её можно использовать для решения проблем. Аналогично, чем хуже объяснена технология и чем меньше она знакома читателю, тем чаще её следует использовать для создания проблем. На этих двух столпах держится сюжет и сеттинг. **Мягко-магические фэнтези** нарушает это правило. О несостоятельности произведения (сюжета и сеттинга) говорит использование необъясненных технологий для решения проблемы. Такое обычно называют _"Deus ex machina"_ _("бог из машины", или "рояль в кустах")_. В качестве примера можно привести невидимую стену в играх: когда это способ ограничить игрока по причине ограниченности мира, это выдергивает его из погружения в созданную автором реальность. Однако если на каждом углу используются некие "электромагнитные силовые поля", а впереди, вероятно, закрытая территория, то объяснение феномену вписывается лаконично, и не вызывает отторжения. Так же Артур Кларк говорил: _"Единственный способ определить границы -- попытаться выйти за них"_. Поэтому всегда задавайте вопросы, пытайтесь сломать собственную вселенную, проверяйте её на прочность. И ищите пути решения проблемы существующими способами, а если таковых не найдётся, сперва задайте вопрос: "А нужно ли это событие вообще?" -- прежде чем вводить какую-то новую технологию, которая станет допущением, а не законом. Так же хорошей практикой будет вводить технологии заранее, чтобы они успели стать законом, а не остались допущением. Но, разумеется, ни в коем случае нельзя вводить такую технологию, которая будет "ломать" уже прошедшие события.