Даты ==== 5480 -- Маворский конфликт 5510 -- Первая Отечественная 5516 -- Вторая Отечественная 5520 -- Ассимиляция 5580 -- приход к власти Синода 5610 -- Светская Революция 5650 -- индустриализация 5720 -- Аторская война 5731 -- полёт в космос > См. также: [аденский язык](../аденский-язык.md) Изначально Адена была дифференцирована на феодальные княжества, как это было с Германией, Японией, Индией, Русью да и многими другими странами тысячу лет назад. Адена всегда была изолирована от других народов в силу своего географического расположения: до континента, если отсчитывать от наибольшего острова, порядка полутора тысяч км, а в Адене не было ни хороших климатических условий, ни драгметаллов, чтобы ими торговать. Южнее никаких стран попросту нет -- другие небольшие архипелаги и бескрайний океан. Адена напоминает нечто среднее между Японией и Новой Зеландией с одной стороны и Камчаткой с другой. Температура ниже нуля опускается примерно 10 недель из 34 в году. Средние минимум -12 градусов и максимум +15. Большая часть всех территорий -- горы, где можно видеть тундру. Однако на равнинах встречаются леса, а вся страна не страдает от нехватка пресной воды. В основном промысел идёт на скотоводство и рыболовство, на севере, где чуть теплее, выращивают морозостойкие овощи. Они довольно питательны по той причине, что здесь нет многолетних травянистых растений, и все они стремятся вложиться в репродукцию, а не вегетативные части тела. Я ещё прорабатываю хронологию, и даты будут меняться, но тут ориентировочно. В первой половине 54 веке в Адену прибывают колонизаторы из Ирдены. В течении двух поколений происходит страшная ассимиляционная конкиста, которую историки спустя несколько веков вспоминают с содроганием: методы чужестранцев были жестоки и кровавы. Адена всегда была довольно образованной страной, и в каждом мало-мальски крупном городе была библиотека, в которой хранились летописи и научные наблюдений. Все подобные библиотеки сжигались, а на базе самых крупных конкистадоры построили собственные церкви. Уже из них начали распространяться новые священные книги и новая религия. Следует отметить, аденское язычество было больше похоже на философские учения: буддизм или конфуцианство, а потому концепция божества сама по себе была чужеродной, непонятной умам. И если в случае нашей истории крещение было сменой религии, то здесь оно оказалось её насаждением. В то же время в Адене уже начали разрабатывать минеральные ресурсы, которыми были богаты горы, и, несмотря на постассимиляционную разруху, государство начало постепенно наращивать свою экономику. Сперва ресурсы и товары производились на экспорт в Империю, но чиновники посчитали так: зачем платить налоги, если можно не платить налоги? В итоге светская власть отделилась, а Адена обрела условную независимость. Пусть и не былую демократическую, как было в античной Греции, а монархическую, при том после нескольких переворотов не парламентскую, а самодержавную, в некоторые периоды времени даже стратократическую, но всё же условно самостоятельную. Империя сочла такой поворот событий неожиданным, но в то время ядро было занято некоторыми другими проблемами на западе, а провинциям переферии было в общих чертах плевать на то, что творится за их территориями (не обкрадывают -- ну и хорошо. Сытнее тот, кто тише). Однако быстро спохватилась и отреагировала. Опять же -- не военно, поскольку военные действия вести с Аденой в новых обстоятельствах втройне невыгодно: она всегда была далеко, сейчас и так идёт другая война, да и экономика Адены окрепла. Поэтому пошли на хитрость и поддержали духовенство. Спустя пару десятков лет долгосрочной и продуманной игры, церковь всё же взяла власть в свои руки, упразднив монархию и светскую власть в целом. И хотя первое время церковь справлялась со своими обязанностями, вскоре они начали приходить ровно к тем же выводам, к каким приходили чиновники около полувека назад. Страшный голод из-за краткосрочного всепланетарного похолодания и сборы на военные нужды наравне с усиливающимися в стране культурными напряжениями расшатали лодку. Последней каплей в терпении народа стал законопроект, который в утрированном виде можно назвать крепостным правом. Произошла Светская Революция, которая продолжалась шесть лет. Уже после этого события Адена была объединена под знаменем Луны и Солнца, а в новой конституции было прописано, что: 1. Власть не принадлежит никому. Никто не вправе претендовать на большую власть, чем он может вершить над самим собой. Решения принимают те, кто компетентен это делать. То есть, была заложена меритократия: власть компетентных. Совет в Адене называется Сайлекхат. 2. У Адены нет центра, она едина. Это упраздняет идею административного центра и деления на регионы. 3. Адена -- светское государство, и каждый вправе поступать так, как велит ему совесть, и мыслить так, как диктует ему здравый смысл. Поэтому в Адене нет официального языка или идеологии. После этого на смену духовным учениям пришел культ "Человека Творца" и объективизма. Разумеется, некоторые духовные учения остались, но они приобрели культурно-художественную ценность. Скажем, Солнце и Луну в Адене почитают и изображают на государственном флаге. Но от этого Солнцу не поклоняются, как божеству. Скажем, это такое же почитание, каким мы удостаиваем огонь или чистую природу. Карта ===== Оранжевый пунктир — границы литосферных плит. Красное — горные цепи. Западна цепь — Великогорье, самая высокая в мире. Пик Кипгит (10) достигает высоты в 7841 м. К востоку от Кипгита располагается холмистая тундра, просеченная речушками. К северу от Кипгита можно заметить Маворию (1) и восточное устье Великой Реки — единственного пути сквозь Великие Горы. С запада Великая Река впадает в Кратерное море. Великая Река — самая южная в Землях Гроз (3). Есть ощущение, что она соединяется с еще одной рекой с севера через приток, но это не так: они действительно проходят близко, в 100 км, но не соединяются. Вернее их соединили искусственно через шлюз. С востока от Земли Гроз (9) и от Великих Гор располагается Земля Скал. Горы задерживают влагу с запада, поэтому здесь довольно засушливо, но перепады высот собирают всю влагу из древних ледников в болотистых ущельях. Поэтому летом здесь текут реки, но зимой мало снега, а ветер пробирает до костей. Я бы сказал, это похоже на Кавказ и Сочи одновременно. У восточного мыса уже начинается сухая, но теплая степь. На восточном побережье (4) Кратерного Моря располагаются земли Карефатов. Это холмистая местность, образовавшаяся из-за удара древней кометы. Здесь солнечно, и пускай дожди идут тут не столь часто, всю влагу с гор приносят реки. Чем-то похоже на Грецию. Южное побережье засушливее и прохладнее. Здесь так же протянулись Карефаты. *Карефат — государства, образовавшиеся после развала империи Золотой Кефет Великая Степь (7) на границах с горами Тепа на западе и Великими Горами на востоке образует обширные болота. Но уже к центру болота переходят к резко континентальной степи — пустыне, подобной пустыне Гоби. На западе можно увидеть горы Тепа, или Горы Запада. Тепы — горный народ, живущий вблизи озера Кемеп (11). В то же время западнее Кемеп живут народы Каптур. На юге Тепа начинаются необжитые и суровые территории, которые никогда никого не интересовали. Горы впадают в Южный океан, образуя скалистое побережье, которое переходит в прибрежный архипелаг, где люди уже живут. Века они промышляли пиратством судов в Южном океане, желающие попасть на запад континента. На севере Тепа (5) тепло и влажно. Это земля туманов и скал. В целом благоприятный регион с благоприятными людьми. Горное побережье непреступно и охраняется до сих пор существующей конфедерацией Кевьян — очень древнее государство, которое существует без войн сотни лет. С запада от Тепа начинаются неизвестные для Аервеесар территории. Вблизи гор Тепа мы видим густые и влажные леса, которые к югу переходят в настоящую тундру (8), а к северу — в холодную сухую степь, или же пустыню Гуакаут (6), по экологии напоминающую прохладную саванну. Если сравнивать с нашим миром, интервенция Адены началась в начале 16 века, светская революция в середине 18го, а первый полет в космос в конце 19го. В Адене в целом не было войн: если на континенте строились крепости, то в Адене сражение между двумя княжествами было глобальным событием. Все полисы были независимы, а эпоха племенной вражды закончилась полторы тысячи лет назад. Адена неспешно развивалась культурно и технологически, и именно отсюда на континент пошел порох, стали не было равных, а сохранившаяся архитектура стала основой для постреволюционных столиц. Я бы сказал, Адена совершила космический полет лет на сто раньше, если бы не было интервенции. Адена всегда обгоняла остальной мир, но была малочислена и не стремилась к завоеваниям, а потому не имела сил сопротивляться аналогу Ку. Аерсы считали, что несут высокую культуру. Аденцы считали, что их покорили варвары. Ведь именно в Адене изобретена паровая машина, впервые открыто электричество, а праимперские историки приписывали эти заслуги царской Адене, хотя на деле это было бы изобретено в независимой Адене еще раньше. Отдельно отмечу: Адена до интервенции была на пороге перехода от античности к эпохе возраждения, без средних веков, которые прошли сотни лет назад. Более того: античные аденцы превосходно знали историю своих задних веков, поскольку уже при племенах и князях существовали библиотеки и летописцы, а в силу многополярности страны, их было много, и они были независимы. Поэтому "церковный холокост" (сожжение "языческих" библиотек) было во истину ужасающим событием. Многие технологии были утеряны, памяти о своей истории почти не осталось, памятники великим деятелям разбирали на камни... Аденцы исторически ненавидят Аервеесар. И если до интервенции Адена торговала с континентом и поддерживала какие-никакие отношения с другими народами, то после в национальном осознании сложилась мысль, что доверять можно только самим себе, и живет спокойно только тот, кто живет в безопасности. А залогом безопасности является контроль. Поэтому постреволюционная Адена была миллитаристична. И, в отличии от националистических или даже фашистских режимов, Адена признавала равенство народов и придерживалась политики сотрудничества, но никаким своим соседям не давала самостоятельности. Если кто-то хотел иметь сильную армию или (не дай боже) поддерживал Империю, там почему-то происходила революция или гражданская война. А уже после приходил к власти спокойный и лояльный Адене правитель, и уже через десяток лет экономика государства намертво была привязана к аденской промышленности. Через пятьдесят лет после полета человека в космос (к слову, аденца), в мире насчитывалось восемь корпораций в сфере полупроводниковой промышленности, и все принадлежали Адене. Были четыре крупных завода, находящихся на континенте, но совершенно все литографы в мире производились в Адене. Она вовремя поняла значимость компьютеров для будущего и вложилась в высокотехнологичное производство полностью и без остатка: в Адене не производили даже цемента или стали, все индустриальные товары и сырье закупалось за границей. И Адена не прогадала, став технологическим гегемоном и диктуя свои условия в мировой экономике. Адена на своем эволюционном пути сильно меняется. Когда-то это действительно была более духовная страна, разделенная на множество народов, что жили пускай и не в мире и согласии, но сотрудничестве. Интервенция принесла только агонии Адене, сделав её народ более суровым и жёстким, а общество более милитаризированным: единогласие, закон и дисциплина, чем-то напоминающая восточноазиатскую. Если говорить в сравнении, то Аэрвеесар Адену тоже не любит, и создал национальный стериотип, что Аденцы - бездушные машины, которые подчиняются тираническому режиму. Потому как эти общества во многом противоположны: Аэрвеесар религиозен, и он пестрит аж четырьмя конфессиями. Самая крупная религия, как и христианство, построена на подчинении и иерархии, но она не столь миролюбива, и заявляет о любви только к собрату, а все, кто исповедует иные религии, братьями не считаются (да, это духовный фашизм). И если с Кефетом они ещё мирятся, как со знакомыми соседями, то Адена и ее мировоззрение им непонятно. Адена когда-то была языческой страной, где восхваляли богов в облике планет и звёзд (там поклонялись Солнцу). Но это была не вера как таковая, а скорее набор философских учений, как конфуцианство. После интервенции туда принесли церковь, и началась ассимиляция: трагичные для аденцев годы истории. После светской революции, когда власть перешла от церкви/монархии к народу, возвели культ человека-творца, главной идеей которого является: "Весь мир - механизм, а мы - часовщики. Нет более могущественной силы, чем человек". Улицы называют в честь великих деятелей и профессий, памятники так же. Кое-как возродили культ Солнца, но все понимают, что это метафора. То есть это диаметрально противоположная культура Аэрвеесару. В этом обществе меритократия, то есть власть компетентных. В Адене нет столицы, нет правителя, ибо "Власть никому". Здесь прославляют великих деятелей общества, науки и войны: именно о них снимают фильмы, пишут книги, в их честь называют детей. И если в разных странах идея "Мир, равенство, братство", или "Демократия и свобода", или "За королеву". То в Адене говорят "Возвеличить человека". А в под человеком имеют в виду саму Адену. То есть, грубо говоря, служение обществу. При том "Проживем так, чтобы потомки вспоминали нас с благодарностью". Не стране, не конкретной личности, а всему обществу, людям, народу. И это национальная идея, которой придерживаются все люди. Они в этой среде выросли. Аденский скимитар Знамя Солнца и Пламени -- символ Светской революции, позже ставший временным символом всей Светской Адены на два года. Позже огонь перенесли справа, а сам флаг стал иметь привычный прямоугольный формат. В таком виде он просуществовал ещё шесть лет. Потом убрали огонь, пропорции изменили, а палитру инвертировали. В том же году добавили "герб" -- усложнённую версию флага с привычными лаврами и семью планетами, которую использовали в качестве парадной. Простая версия впоследствии использовалась преимущественно во флоте, как военном, так и торговом. Только через сотню лет флаг опять реформировали, вернув огонь и добавив вместо планет фазы луны на тёмном фоне. В таком виде он существует и по сей день. Предыдущий флаг продолжает использоваться как герб. К слову, Светский в контексте революции означает в первую очередь не атеизм (это лишь второстепенное следствие), а антоним к "монархический", поскольку монарх и патриарх были одним лицом, а церковь -- правящим аппаратом. Более того -- символ Луны и Солнца, как на третьем флаге, является символом античного язычества. То есть контекст революции не в самом атеизме, а в искоренении заморской зависимости и власти и возвращение к самобытности. Относительно экономического я всё ещё в размышлениях, однако относительно политического могу сказать -- абсолютная меритократия. Государством управляет Сейлат -- коллегия министров. На должность сейлы (министра) можно попасть лишь одним путём -- получив два высших образования: первое профильное, второе - политическое. Профильное образование ставит требование, что маркетолог случайно не станет минздравом. Все мы профессионалы, но только в рамках своей компетенции. Политическое образование закладывает в специалиста знание об устройстве государства и общества в целом, о всех существующих ведомств и механизмах их взаимодействий. Так же здесь закладываются идеи и взгляды. Диплом чиновника -- наивысший документ об образовании в том плане, что его чрезвычайно тяжело получить. Лишь один из тысячи (прошедших отбор среди миллионов) получит диплом и сможет стать сейлой. Аттестация происходит в самом сейлате, то есть диплом выдаёт даже не школа, а действующее правительство. Система стимула исключает коррупцию. Во время обучения студенты получают стипендию, как и в любом другом учебном заведении, а сам сейла на посту получает лишь необходимый для проживания минимум (или, скажем, медианную зарплату в государстве). Сам сейла не имеет права владеть имуществом ни в каком виде: теперь живёт он в общежитиях и гостиницах. То же касается семьи сейлы. Но! Лишь по окончанию срока заседания (это 4 года) сейла может пойти в школу государства преподавателем. На протяжении последующих сроков следующего сейлы его зарплата определяется всенародным голосованием. Человек не может не платить налог на зарплату правительству, однако этот налог фиксированный (и формула его вычисления занесена в конституцию). Гражданин может лишь выбрать, кому он отдаёт свои деньги. Таким образом зарплата сейла определяется тем, насколько хорошо он правил. Разумеется, таким образом народ не будет содержать правителей всю жизнь. Последующая зарплата бывшего сейла зависит от зарплаты его учеников -- этот процент так же закреплён в конституции. Таким образом "на пенсии" сейл получает в зависимости от того, насколько хорошо он обучил приемников. Сам сейлат делится на условные четыре части: - Всенародный референдум с абсолютным правом вето (вплоть до роспуска правительства) - Низходящий сейлат - непосредственно коллегия министров - Восходящий сейл - выборная из низходящих сейл должность на полсрока. - Сейла Безопасности и его генералы - сейл, выполняющий функцию главнокомандующего. Генералы выполняют роль разных отраслей исполнительной власти. Подчиняется инициативе низходящего сейлата и праву вето восходящего сейла. Тогда я ещё не пришёл к такому лаконичному решению, как школы для правителей, однако мы ведь говорим про меритократию. Исторически так сложилось, что в случае меритократии я говорю про сейл. Аденская система устроена несколько проще. Это далеко не коммунизм, и никто к нему не стремится, однако в Адене очень развитая социальная система, поэтому далее буду говорить про неё. *Вопросы культуры здесь не затрагиваем. 1. Кто должен драить туалеты? Всегда найдутся люди необразованные, ленивые, безответственные. В Адене все люди равны в своих правах, но каждый человек сам вправе распорядиться своей жизнью. Даже там есть пьяницы и, откровенно говоря, бомжи, которым тоже нужно на что-то жить, поскольку "подавать на тарелку супа" в Адене не принято -- не для этого были созданы вакантные места дворников. Вопрос в нормальном распределении профессий, а не присутствии/отсутствии кого-либо. 2. Как мотивировать человека на труд, если еда условно дармовая? Вспомним, что еда -- основа пирамиды потребностей, которую, посредством технологий, уже удалось удовлетворить. Но вот предметы роскоши, как престижное жилье, личный транспорт, отдых в лучших курортах -- всё это не базовая потребность, и всё это требует платы. То есть человек всегда может подать заявление на заселение в общежитие, но кому хочется прожить так до старости? 3. Что делать с деньгами, которые не пахнут? Очень просто -- сделать товары и услуги, пользующиеся спросом, недоступными для покупки. Скажем, ну есть у вас миллиард долларов. Но что вы с ними сделаете, если за деньги купить можно разве что миску риса, а покупка квартиры в том или ином районе доступна только для военослужащих, работников такого-то завода, иным образом полезного социального элемента? В таком случае деньги банально бесполезны, но товары и услуги достанутся тем, кто реально в них нуждается или заслуживает их. Скажем, те же предметы роскоши и рекреация доступны для покупки только определенной категории граждан. 4. Как оценить морально-этическую составляющую поведения человека? Да никак. В наших силах только организовать комитеты по цензуре, Министерство Культуры, закладывать правильную философию в СМИ, воспитывать детей в школах и студентов в университетах... Общество навязывает определенную норму. Но человек вправе ей не следовать, поскольку норма -- вещь относительная. Не следовать норме в рамках, пока он не нарушает прав других людей. Иначе мы говорим о нарушении правовых норм, а это требует вмешательства исполнительной власти. В Адене придерживаются абсолютного равенства в правах. Логика следующая: "Хочешь жить на частном острове? Стань сейлой, отслужи срок, десять лет получай пенсию и покупай остров. Чтобы стать сейлой нужно получить два высших образования, для одного из которого идеально требуются сданные экзамены в самом правительстве, а для другого -- реальные заслуги в профессии. Чтобы получить заслуги в профессии нужно восемь лет учиться и ещё десять лет отработать. Чтобы попасть на специальность, нужно хорошо учиться в школе. А вот для поступления в школу нужны только документы. Документов нет? Ну ничего, иди в Ведомство, там их оформят. Совершенно бесплатно! Ну вот видишь, каждый человек способен купить частный остров!" Коротко: социальные преференции соразмерны усилиям и усердиям, которые человек приложил для достижения определенного социального уровня. Таким миром станет мир зрелой Сети. Здесь мы не будем разбирать культуру и менталитет. Интернет станет распределенным -- больше не будет центра, цензуры, имеющих власть организаций. Интернет станет тем, чем он задумывался ещё в ЦЕРНе, в во второй половине 20 века. Распределенная система позволит изжить СМИ как явление, и мы получим объективное освещение информации. Её поиск станет основой интернета. Хотя это не избавит общество от проблем, связанных с деструктивными мемами и проблемами нашей психики. Боюсь, упрощение получения информации может сделать только хуже: если раньше люди брали книгу и учили её от корки до корки, то теперь мы оперируем обрывками информации, хотя и намного, намного большими её объемами. Если раньше человека можно было обмануть тем, что он не имел никакой иной информации, то теперь это возможно потому, что информации слишком много, и человек не станет разбираться в ней всей. Для того, чтобы решить "проблему тупых блогеров" и откровенных агитаторов, нужна в корне иная система управления обществом. Если сейчас это демократия -- власть тех, кого больше 50%, то нам нужна меритократия -- власть компетентных. Решения принимаются обезличено, чтобы не нарушать объективности, и теми, кто в этом компетентен. Благо, цифровой след позволит проанализировать всю профессиональную деятельность человека. Большие Данные не просто характеризуют нашу жизнь -- это и есть математическое представление нашей жизни. Вещь, позволяющая представить человека в виде коэффициентов формулы, которая имеет объективный, житейский смысл. Весь мир состоит из хаоса, а хаос обуздать может только статистика. Не машины принимают решения за общество; не человек принимает решение за общество; а общество само собой руководит. Потому что знает о самом себе статистику. О системе Аденской меритократии уже было рассказано достаточно подробно, но ещё раз отмечу, что в Адене нет административных центров. Каждый человек с образованием, каждый рабочий входит в сайлехат, который называют восходящим (профсоюз, так сказать). Каждое подразделение восходящего сайлехата имеет совет -- сейл(ат). Каждый совет подчиняется собственному сейлату, а завершает эту пирамиду совершенный нисходящий сейлат. Восходящий (подчиненный) сейлат имеет право вето, но не имеет права инициативы, а нисходящий (главенствующий) имеет право инициативы. Таким образом ни у кого нет абсолютной власти. Экономика управляется сложнейшей информационной системой. Главное достижение постдефицитной экономики -- отсутствие частной собственности. Мы уже пробовали стимулировать человека на работу частной собственностью, о которой наш мозг так печется, но не вышло -- такой человек думает только о прибыли, а не о приносимом обществу благе. Мы так же пробовали отнять у человека собственность, заменив её достатком и чувством долга, но не вышло -- человека не беспокоит то, что ему не принадлежит. Но что, если мы дадим человеку собственность, которую он может потерять, но только на время, пока он трудится, в то же время совершенно все производимые блага будем выставлять на свободный рынок? Человек ходит на работу, получает зарплату, на эту зарплату живёт, арендуя у общества недвижимость, транспорт, покупая еду и роскошь, но деньги эти не идут в чей-то карман, а инвестируются в социально значимые предприятия, а остатки делятся между производствами, поддерживая тем самым чистую конкуренцию, управляемую искусственно. Пролетарская революция победила -- буржуев нет, но при том люди остаются при своём, имея возможность частного предпринимательства и даже найма рабочих. Просто с определенного капитала определенную часть его предприятия выкупают в одностороннем порядке, и сам владелец не может получить зарплату выше пороговой. Это чем-то похоже на прогрессивный налог, который делает из владельца такого же рабочего, от которого, впрочем, уже мало что зависит, поскольку его предприятие может развиваться и без него. Некий гибрит с головой социализма и хвостом капитализма. Это даже не китайский социализм. В этом мире нет налогов, поскольку все они уже учтены в зарплатах и ценах. Здесь есть Базовый Доход -- аналог бесплатных социальных услуг, но его хватает только на то, чтобы жить. Просто жить, и ничего больше. Безопасность тоже коллективная. Зачем нам тысячи видеокамер, когда у нас есть вездесущие люди (а где нет их, там уже есть видеокамеры и точки связи). Практически все социально-значимые услуги имеют открытую статистику. То есть при оплате в кофейне, к примеру, кофейня знает, сколько вы там были, и выставляет данные в открытый доступ. На работе, к примеру, весь трафик, не относящийся к работе, выставляется в общий доступ. Если вы всё сделали и сидите смотрите видео с котиками заслуженно, никаких вопросов не возникнет. Но если вы что-то просрочите, или совершите ошибку по халатности, учитывая данные записи вы не скажете, что трудились в поте лица. Человек, разумеется, может блокировать доступ к определенной телеметрии, но в ответ он получает от Сети санкции, ограничивающие доступ к иной информации. Это логично -- вы не сможете пользоваться какой-то услугой, если не авторизуетесь в ней. Здесь действует справедливый принцип: "Если ты оставил дверь открытой, значит приглашаешь войти всех желающих". В случае Адены после Светской Революции это было больше похоже на Союз: все граждане обязаны получить среднее образование. После либо в ВУЗ, либо на завод, либо налог на тунеядство. Буржуазии, как таковой нет, поскольку вся она вписана в госаппарат, но здесь не стоит вопроса извлечения прибыли -- человек не может получать большую зарплату, чем установлено законом -- дальше акции его компании принудительно выкупаются правительством и работниками компании. Однако богатство выражается скорее в социальных услугах и влиянии, поэтому дифференциация населения идёт по приобретаемому статусу, основанному на личных заслугах. Несложно догадаться, что я вдохновлялся Советской Революцией и Великой Отечествееной войной. Аденская Светская Революция пришлась сравнительно на 1780е года и продолжалась шесть лет. Это была страшная война, в которую были вложены всё отчаяние и ярость народа, накопившиеся за двести лет. В общем можно выделить два лагеря: Атуркдханъя и икхутра. Турдхан являлись народным самоорганизованым ополчением, а иккхутрой называли проэсарскую власть. Из-за Кефетской войны Аэрвеесар не решился ввести войска в Адену, и иккхутры оказались предоставлены самим себе и разъяренному народу. В чрезвычайной ситуации иккхутрские силы были разорваны между генералами, стремящимися захватить власть. Но к тому времени, через год, Турдхан самоорганизовался в боевой оперативный штаб, будучи объединенным единой идеологией и целью в эффективную военную машину. Adhana переводится как "Отчизна", и именно под таким названием объединились освобожденные территории. Турдхан не являлся монолитной армией, а скорее конфедерацией различных регионов, ведущих координированную борьбу по всей стране. *A-turk-dhan-j -- страна, над которой светит Солнце. Стяг Солнца и Пламени (Tar o Jar Adehu) изначально был символом армии Атаркхетяръя, но вскоре стал символом всего Турдхана, а после и Адены. Если СССР родился на пролетарской революции, то Адена боролась за свою самобытность: "За язык, книги и Солнце". Солнце считалось языческим, исконно аденским символом в противопоставление эсарскому богу: "Солнце породило наш мир, так только перед ним ответ и держим". Интервенция и ассимиляция продлились двести лет, и если сперва это было довольно светское завоевание -- пришли на чужую землю с огнём и мечом и стали заводить свои порядки, -- то уже через полвека началось внедрения чего-то чужеродного, и при том насаждение это было намного болезненнее чем само завоевание. Сжигались целые библиотеки и города, а за национальную речь могли избить. Людей увозили на работы в Империю, вывозили лес, истощали реки. То есть это было не просто завоевание, как аннексия и присоединение, а настоящее истощение, такой тихий и медленный культурно-исторический геноцид. Намного больнее смотреть не как твою страну уничтожают огнём, ведь ещё можно победить и отстроиться, а как извращают детей и на месте древних святынь строят храмы непонятным богам. Поэтому революция и светская -- "вычищение" чужеземной культуры, которая преподносилась в форме религии. Я не зря уже давно упоминал, что понятие бога для Аденцев чуждо -- они буквально не понимают такой концепции, поскольку их культура построена на совершенно иных теологических принципах. Разумеется что за такой большой промежуток времени, как две сотни лет, успело смениться не одно поколение, и нравы тоже менялись. Однако не настолько быстро, как могло показаться: даже спустя такое время в культуре ещё аукаются времена двух Отечественных Войн, а эсар до сих пор недолюбливают. Но изменения тоже были. Только в кино бывает, когда бравые повстанцы выгоняют узурпаторов. В реальности светская революция -- это именно гражданская война. Война между теми, кто защищал исконно аденские идеалы и теми, кто защищал новые эсарские. И те, и другие -- аденцы, которые считают, что защищают свою родину и правду. Поэтому это была крайне страшная война на истребление противника. И те шесть лет -- лишь активные боевые действия. После ещё десяток лет шли идеологические чистки и репрессии. Военные традиции Аэрвеесара подобны таковым на европейские. Однако аденские сильно выделяются. Жест вскидывания правой руки к голове происходит от поднятия забрала шлема латного доспеха: кто снимает шлем, тот не собирается биться. Поэтому же мужчины снимают головной убор в помещении - традиция не приходить в чужой дом с оружием. В Адене же традиции проистекают из древнего боевого стиля Танантал, в котором высшей степенью доверия считается открытие шеи. Отсюда воинским приветствием считается запрокидывание головы (ну, не лицом вверх, а скорее вытягивание и открытие шеи). Руки при этом уходят за спину, глаза смотрят вверх. Только при параде и официале офицеры вскидывают голову в ответ, в быту же на это отвечают кивком. Жест подразумевает доверие и уважение, и перед противником его применять запрещено. Однако даже вражеского офицера почитают (да, в Адене врагу тоже отдают честь), но здесь так же ограничиваются кивком, но взгляд при этом не отводят. Если в европейских культурах оружие во время поста носят при параде вскинутым, а при дежурстве за спиной, то в Адене демонстрация оружия считается равнозначным его применению. Вскинутое оружие разрешено исключительно в двух случаях: в бою или при параде и только после разрешения воеводы. В остальных случаях поднимать ствол оружия или оголять скимидар (кроме процесса обслуживания) строго запрещено уставом. Ну, разве что при походной укладке разрешено нести оружие стволом вверх за спиной. Носится оружие при дежурстве у бедра (так, что приклад под подмышкой, а ствол у ноги). От того же в аденской традиции нет пожатия рук - здороваются кивком головы. Аденский скимидар Аденский скимидар и гуань-дао. Древнейшим аденским оружием можно назвать копьё цяо, которое использовалось еще две с половиной тысячи лет назад. Оно легкое, идеально подходит для молниеносных атак на небольшом расстоянии. В Адене широко применяют сталь по меньшей мере полторы тысячи лет и уже тысячу применяются латные доспехи. Однако в Адене лошади появились только четыреста лет назад с приходом эсар. То есть здесь исторически не было кавалерии, и потому тяжелые латы оказались непопулярны. Это подстигнуло к развитию легких доспехов и оружия, а так же соответствующего стиля боя. Большей популярностью пользовался ламеллярный или кольчужный доспех, какие можно увидеть на Руси. Поэтому особо популярны были прагматичные меч дао или гуань-дао, достаточно тяжелые для нанесения ударов легко бронированному противнику. С появлением пороха основой защиты стала латная кираса и шлем без забрала, но остальные части тела не защищались. В случае ближнего боя у солдата был скимидар, вернувшийся из еще античных времен - легкое смертоносное оружие, отлично подходящее для ближнего боя с небронированной целью. Поэтому в эпоху раннего стрелкового оружия были возрождены древние боевые искусства, пускай они и имели для солдата значение второстепенное. В эпоху позднего стрелкового оружия скимидар так же применялся наравне со штыком винтовки или даже вместо него, однако в новое время это исключительно парадное оружие. Адена, будучи островной страной, всегда имела флот, и накопила множество знаний относительно кораблестроения. Некоторые полисы располагались в таких местах, где флот оказывался единственной формой вооруженных сил. В конечном итоге, в новое время, нет разделения на сухопутные и морские войска: все рекруты служат полгода на суше и еще год на флоте. Поэтому и звания здесь унифицированы. Особняком стоит авиация, в которую принимают исключительно офицеров: либо контрактников с высшим образованием, либо со скамьи кадетской летной школы. Авиацию считают элитой армии, способной выполнять любую боевую задачу по всему миру. И это действительно так - в авиации Адена обогнала остальной мир и действительно доминирует в небе, что делает её практически несокрушимой на поле боя. В Адене такая же система призыва, что и у нас: все граждане должны получить военное образование. Те, у кого нет высшего образования, идут в рекруты, а с высшим - в кадеты. После полутора или двух лет обучения (здесь это называется именно так) тем, кто имеет неплохие результаты, предлагают идти на контрактную службу. В силовые и военизированные структуры попасть можно исключительно так, а государственная зарплата на профессиях, связанных с риском здоровью и жизни, довольно приличная. Служат в аденской армии как мужчины, так и женщины. В то время как в культурах всего восточного континента преобладает патриархат, особо выраженный в культурах стран Кефета, и только в саваннах, среди народов Гуакаут преобладает матриархат, в Адене нет и никогда, за исключением церковного периода, не было четкой социальной дифференциации полов, вернее она была в древней Адене, и как в случае Гуакаут была смещена в сторону матриархата. Поэтому еще с доантичных времен сохранилась традиция передачи фамилии (вернее домена) по материнской линии и использования матчества вместо отчества. В целом культ материнства проглядывается в традициях весьма глубоко. Относительно современных тенденций относительно толерантности есть шутка: "В России ребенка и так воспитывают две женщины: мать и бабушка". Только в случае Адены это далеко не шутка: все мужское население участвовало в межплеменном ополчении и работали на благо всей конфедерации, в то время как женщины образовывали стержень племени и имели политическую власть, в том числе занимались светским образованием молодого поколения. После этот строй проглядывается во времена ранней античности, когда во главе полиса стояла ассамблея, в которую входили преимущественно женщины по степени знатности, а вооруженные силы составляло преимущественно мужское население, защищая весь полис в целом. В поздней античности общество пришло к устойчивой модели, в которой четкого социального разделения по полу нет. Адена имеет весьма глубокую патриотическую идеологию, направленную на общественное благо. Здесь ценят научное познание и образованность. Воспитанность и вежливость считаются фундаментом личности. Есть культ человека-созидателя, некая управляющая идея, которой оправдываются подвиги и которая задает вектор общественного блага. Аденцы - народ суровый и дисциплинированный. Если культура Эсар пропитана легкой тоской по былым временам могущества. То аденцы же устремлены к "светлому будущему, строящемуся сегодня". В их гимне есть строка: "Отцов достояние сохраним да возвеличим". Их история пропитана национальной болью, связанной с эсарами. Поэтому везде чувствуется стремление аденцев к самобытности и национальной индивидуальности. К сожалению, спустя столетия идея национального благополучия "Адену да возвеличим" с появлением экономического влияния эволюционировала в манию всемирного контроля "Чужой закон обрати в хаос и правь", хотя последнее не явно и сидит очень глубоко, в самом подсознании, но именно этим руководствуется Адена на деле. Ярчайший пример - Аторская война. Горький исторический опыт и технологический успех создали неуловимое, но настойчивое ощущение вседозволенности. Идеологически Адена монолитна, на что тратится немало внимания лидеров. Политика культурной дружбы нужна скорее для того, чтобы расширить границы нормы, а не тратить силы на то, чтобы всех загнать в эти рамки. Здесь не принято критиковать власть. Не в том смысле, что это табу, а в том, что здесь принято своё мнение аргументировать. Как вы понимаете, большинство людей совершенно не компетентны в тех вопросах, которые сами задают и на которые пытаются ответить. Коррупция минимизирована самой архитектурой правительства, однако за редкие прецеденты предусмотрены санкции. Как уже некогда говорилось, в Адене в новое время нет тюрем как таковых: преступность считается опасной девиацией, болезнью, которую можно излечить доказательной медициной. Конечно, наказание тоже есть, но оно считается вторичным по отношению к перевоспитанию. Разумеется, так было не всегда. В античность была целая коллекция всяких технологий для пыток; во времена Отечественных войн сражались рьяно и жестоко; в церковные времена за необдуманное слово и четвертовать могли; а постреволюционный период имеет чем похвастаться перед сталинскими репрессиям. Так что новое время в Адене можно по праву назвать самым гуманным. Типичный аденский ландшафт Я себе представляю нечто среднее между брутализмом и конструктивизмом с щепоткой классицизма. Характерны большие открытые пространства, упорядоченность. Даже не имея карты, довольно просто сориентироваться: проспекты расположены очевидно, и все они чем-то отличаются. Почти все города плановые, поэтому в них нет присущей истрическим городам хаотичности. Чем выше здания, тем дальше друг от друга они располагаются, а небольшую плотную застройку всегда легко пройти насквозь. Тесных переулков нигде нет. Тем не менее именно пустых пространств никогда нет, за исключением площадей, которые для этого и предназначены. Всегда есть какой-нибудь парк, монумент, фонтан. Аденский Танал является родственником Тепетского Танала, и там цепочка тянется через несколько видов к общему с гиенами родственнику. То есть танал - это кошачье. Аденские таналы особо умны, поскольку всю историю заселения Аденского архипелага были приручены. То есть это такой брат по духу для собак. Да, и гиен одомашнивают, но они остаются дикими животными, как биологический вид. И если тепетские таналы уже проявляют признаки одомашнивания, то аденские уже одомашнены порядка семнадцати тысяч лет. Это не так много, как в случае 44 тысяч лет собак, и таналы более своенравные и диковатые. Но они намного более предсказуемы в общении с человеком, и это взаимно. Они спокойны и умны, хорошо понимают, что от них хотят и даже сами могут делать выводы. Интересный феномен: таналы приходят с запада, с пустынь Гуакаут, где преобладают кошачьи, а собаки - с востока, с равнин Гроз, где преобладают псовые. Там исторические родины кошачьих и псовых соответственно. То есть в истории человека есть два одомашненных вида, которые ведут "колонизацию человека" в сторону естественных зон обитания друг друга. Если в северном Тепете уже привыкли к собакам, привезенным со стороны Кефета, то вот изолированная Адена всю свою историю общалась преимущественно с таналами, и собаки для аденцев новшество. Впрочем, новшество непопулярное - аденская культура верна таналам, и им отдается собственная ниша в фольклоре. Однако именно Адена первой в истории признала суверенитет волчьего государства (Волчье Атаманство). Это вы сейчас про фэнтези вариант своего сеттинга? Это про волчье атаманство. А таналы становятся верными компаньонами? К слову, слово Танал происходит от исторического названия Тяньаль, где пять с половиной тысяч лет назад начали распространение на восток таналы в качестве домашних животных. Эсары называют таналов "Tinaela", а кефеты - "Tunkur" Нет, Волчье Атаманство (или Федерация) - это реалистичное государство, где волки основали свою цивилизацию. Это не фурри, а фералы. И они разумны, но других отличий от обычных волков нет. Да, таналы верные и любящие существа. Они настолько разумны, что способны понимать концепцию ответственности, и если они приняли на себя её, то будут нести долг до смерти. Это спокойные и довольно равнодушные ко всему существа, которых трудно вывести из себя. Их особенность в том, что если их реально разозлить, или быть им противником, они никак не предупредчт о нападении. Поэтому таналы рычат только если хотят избежать драки. Если они хотят убить или покалечить, то только раскрывают пасть и напрягаются. Они понимают вербальную речь, пусть и очень ограниченно. Могут самостоятельно делать выводы и синтезировать знание в эксперименте, и даже делиться им с сородичем или хозяином. Хотя слово хозяин здесь не совсем уместно. Скорее брат или отец. Таналы умеют подчиняться тому, кто им не нравится, но истинно верными они будут лишь к тому, кого любят и уважают. Хотя это грозные хищники, против которого человек не устоит, танала вполне можно оставить с детьми. Детям цивилизованные таналы никогда не причинят вреда не только из чувства ответственности и вытекающего отвращения к такому действию, но и осознанию возможных последствий. Интеллектуально они на уровне 14 летнего человека, и могут пользоваться простыми человеческими механизмами, как дверная ручка или кнопки лифта (они могут научиться читать некоторые слова). Пришла еще одна мысль относительно Адены. В этой культуре высшими идолами являются Солнце, Луна и Огонь. Год начинается в день весеннего равноденствия. Этот же день называют Зенитом. Это один из двух главных праздников страны. День осеннего равноденствия называют Надиром. Хотя Светская революция закончилась летом, празднуют все в Надир. Этот день считается принятием поста у Солнца по освещению мира: проходит парад войск Адены. Днем дается команда вскинуть оружие, с чего начинается шествие. На закате Солнце провожают, везде развешаны знамена, бьют салюты и осветительные шашки. По традиции жгут костры. После захода дается команда опустить оружие. Хотя в это, разумеется, никто не верит, говорится, что если Солнце окажется недовольно адскими силами, и решит, что они не смогут принять ее пост, то Солнце не зайдет. Особенностью парада является то, что на нем проносят знамена всех армий, участвовавших в исторических сражениях. То есть в Надир празднуют не столько саму Революцию, сколько исторические свершения. В Адене историю чтят (даже неприятные ее эпизоды, как интервенцию) и помнят на три с половиной тысячи лет. Культура - часть истории. Немного об Аденских песнях. Аденский язык не певуч, он предназначен для емкого выражения мысли, но ценой тому стала красота: многие фонемы не сочетаются, словно "ломают" гладкое произношение в другую сторону. Поэтому песни в целом не столь часто рождаются в их культуре. Однако маршировать и пахать все же надо, и поэтому в средне античные времена появился целый диалект аденского, предназначенный для песнопений. Таких диалектов было множество, и они отличались от полиса к полису сильнее, чем наречия разговорного. Он отличается редуцированием согласных и появлением фантомных гласных, от чего крайне трудно понять текст, не говоря уже о древнеаденском фольклоре, звучащем для носителя современного языка как набор звуков. С Интервенцией и Ассимиляцией эсары, однако, не смогли причинить певучему диалекту большого вреда, и здесь скорее он оказал большее влияние на эсарское хоровое пение. Однако от абстрактных маршевых и пахарьских напевок музыка перешла к осмысленным текстам, наполнилась терминами из эсарского языка. За время Интервенции гимн Империи сменялся пять раз, но символом эпохи стал последний гимн "Нет истины иной, чем слово Господне". Эсарское влияние, при всей языческой к ней неприязни, предопределила современную аденскую музыкальную науку. Именно эсарской школой приходится деюре символ Светской Революции "Марш освободителей". Однако сам Сечной Аукхарат понимал, что это чистой воды пропаганда. Лишь через два года после Победы гимном Аденского Содружества признали солдатскую песню "Не познают судьбинушки дети". В песне говорится о солдате, что убил брата, стоящего по иную сторону баррикад и о том, что нужно построить такую страну, в которой детям не придется пережить подобного. Из-за противоречия настрою "бить эсарскую мразь, даже если родня" во время Революции признавалась контрреволюционной, однако сразу после Победы, когда не осталось кому сочувствовать на поле боя, отношение пересмотрели на диаметрально противоположное, ведь посыл у песни-то правильный. Именно этот посыл стал лейбмотивом всей постреволюционной Адены на долгие годы - трудиться ради лучшего будущего для следующих поколений: "Жизнь нужно прожить так, чтобы потомки вспоминали нас с благодарностью". На этой идее была выстроена почти вся культура, поэтому даже спустя две сотни лет прослеживается культ уважения к предкам и истории. Единственное изменение за сотню лет, когда остро революционные идеи потеряли актуальность, стало принятие всей истории, а не только "нужных" ее эпизодов. Именно отсюда пошел гимн нового времени "Наследуя, да возвеличим", уже не меняющийся практически шестьдесят лет. -------------------- Я вот думаю относительно аденской меритократии. Относительно правительства все очевидно: есть сайлекхат. В сейлы попадают путем коллегиального выбора самого компетентного специалиста. Соответственно, он знает, как лучше, а потому именно он принимает законы в своей области. Это законодательная власть. С судебной властью все еще проще: суд присяжных, компетентных в рассматриваемой области. Либо коллегия судей, может быть бывшие сейлы. В целом аденскую меритократию можно охарактеризовать так: меньшинство может утвердить, большинство может отменить. Народ власть как дарует, так и забирает. Однако как быть с исполнительной властью: это военизированная система. Налоги ====== В медицинской практике Адены есть "правило баланса", по которому человек, не завещавший органы после смерти, не имеет права претендовать на пересадку. То же самое с прививками: вы можете отказаться, но лечить от данной болезни вас никто не будет. В Адене есть Единый Базовый Доход — минимальный уровень зарплаты, который получает граждан "просто потому что он Аденец", и который не зависит ни от каких внешних факторов. Кроме случая, когда граждан лишается некоторых своих гражданских прав: к примеру, он сел в тюрьму: тогда ЕБД идёт на его содержание, а сам он не получает ничего. Есть налог на доход: любое поступление богатств в частные руки ограничен Верхним Уровнем Дохода, после которого налог прогрессирует так, что отнимает все последующие поступления (не беспокойтесь, он достаточно большой, чтобы не задумываться о нём). В пересчёте на современные рубли можно его оценить в 400-500 т.р. Однако налога на богатства нет: вы можете копить сколько хотите (хотя наследство ограничено). Все последующие блага можно получить в виде социальных привилегий, и в "аденском капитализме" их нельзя недооценивать. По сути, это главенствующий тип богатства, поскольку открывает больше возможностей перед гражданом, чем деньги. В частности, он открывает роскошь. Социально-интегральный налог отправляется не в фонд, а в министерство (сайлат), и его распределением занимается коллегия (сайлекхат). Эти налоги идут на поддержание самих министерств и их деятельности. Обычно в таких вопросах подрядчик только один -- само министерство. К примеру, содержание армии. Армия защищает всех одинакого, поскольку в случае войны пострадают все условно одинакого, поэтому все ей платят без исключения и едино. К слову, налог на армию относительно большой, и заплатить его можно "натурой" -- двухгодовым контрактом на военную службу. А вот если у вас есть высшее образование, или вы работаете в военной сфере (коими считается и полиция) или на компанию-подрядчика военных заказов, то от соответствующего налога вы освобождаетесь. По аналогии с ЕДБ, социально-интегральные налоги имеют Нижний Предел. К слову, он уже вычтен из ЕДБ, поэтому граждане не вынуждены каждый месяц расстоваться со своими деньгами. Даты ==== 5731 - полёт человека в космос 5689 - курс Актахи Шакрая